В 2008 году Россия начнет восстановление низкоорбитального сегмента международной системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ"
В 2008 году Россия начнет
восстановление низкоорбитального сегмента международной системы
поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ". Об этом заявил Игорь
Никушин - заместитель генерального конструктора РНИИ
космического приборостроения /РНИИ КП/ - головной организации
по системе "КОСПАС".
Выступая на заседании научно-технического совета РНИИ КП,
посвященного 25-летию международной космической системы поиска
и спасения "КОСПАС-САРСАТ", Никушин отметил, что "в настоящее
время на систему работает 10 космических аппаратов - 5
низкоорбитальных и 5 высокоорбитальных". Благодаря им, в год
спасается 1200-1500 человек, оказавшихся в чрезвычайных
ситуациях.
По его словам, одним из направления развития российского
сегмента системы является замена спутников типа "КОСПАС" на
малые космические аппараты типа "Стерх". "Один уже подготовлен
в Омском НПО "Полет", подготовка второго завершается. Их запуск
запланирован на 2008 год, один на "Парусе", второй в качестве
попутной нагрузки с космическим аппаратом "Метеор-3", - сказал
Никушин.
Он отметил, что "Стерхи" придут на замену КА старого
поколения, один из которых "КОСПАС-4" отработал на орбите 17
лет, вместо шести запланированных. Другим направлением развития
системы "КОСПАС-САРСАТ" Никушин назвал развитие персональных
радиобуев /ПРБ/. Аварийные радиобуи уже есть на всех воздушных
и морских судах. "В России ситуация с ПРБ остается не самой
лучшей, - сказал он. - Всего в мире изготовлено и продано
порядка 100 тыс ПРБ. Что касается России, то у нас нет законов,
которые позволили бы развивать систему в этом направлении".
Никушин отметил, что с 2005 года у системы "КОСПАС-САРСАТ"
появилось новое перспективное направление использования, а
именно - борьба с терроризмом на морских и воздушных судах.
В свою очередь директор, генеральный конструктор РНИИ КП
Юрий Урличич назвал систему "КОСПАС-САРСАТ" "самой гуманной
космической системой". "Она дает нам возможность более-менее
спокойно ощущать себя в любом самом удаленном уголке нашей
планеты", - сказал он.
Урличич отметил, что эта система создавалась в разгар
"холодной войны". "Во многом благодаря этой системе
человечество поняло, что магистральный путь его развития -
объединение", - сказал он.
Как отметили в пресс-службе РНИИ-КП, "за 25 лет
эксплуатации, благодаря системе "КОСПАС-САРСАТ", спасено более
20,5 тыс человек - граждан всего мира, из них более тысячи
граждан России и СНГ. В настоящее время в системе участвуют 35
стран".
Российская система "КОСПАС" создавалась, как
самостоятельная спутниковая система одновременно с аналогичной
американо-канадо-французской системой "САРСАТ". Обе системы
разрабатывались, как взаимодействующие по единым согласованным
требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую
совместимость, и в конечном счете создать единую глобальную
международную систему "КОСПАС-САРСАТ". Летные испытания системы
"КОСПАС" начались 30 июня 1982 года с запуска отечественного
"КОСПАС-1". Уже 10 сентября 1982 года с его помощью был спасен
экипаж канадского самолета.
В системе "КОСПАС-САРСАТ" используется несколько спутников,
расположенных на круговых околополярных орбитах высотой
800-1000 км и оснащенных радиоаппаратурой для обнаружения
сигналов бедствия, передаваемых АРБ в соответствии с
международными соглашениями на орбите как минимум должны
находиться два российских спутника.
С 2000 года в России, США и Европе ведутся работы по
размещению ретрансляторов, сигналов аварийных радиобуев на
спутниках глобальных навигационных систем ГЛОНАСС GPS и
"Галилео". В этом случае система "КОСПАС-САРСАТ" получит
возможность принимать аварийные сигналы с задержкой не более
пяти минут с повышенной точностью определения координат, передает ИТАР-ТАСС.